igors678 (igors88) wrote,
igors678
igors88

Category:

Путешествие в Иран и Эмираты. Часть 10. Накше Раджаб

         21.04.2011
    

      От Персеполя до Накше Раджаб  добрались всего за 10 минут. Этот известный исторический комплекс н
аходится в 4 км к северу от Персеполя, на развилке дорог, ведущих в сторону Накше-Рустам и в сторону Исфахана и Пасаргад, к западу от города Истахр. Открыт с 8.00 до 17.30.  Название «Накше Раджаб» («Рисунки Раджаба») условно. Оно было дано этому месту в 1772 г. датским путешественником Карстеном Нибуром, впервые описавшим барельефы. По его словам, так именовал это место  староста соседней деревни.  Но существует и другая версия, утверждающая, что название места произошло от имени хозяина близлежащей кофейни по имени Раджаб. В Ширазе многие считают, что в действительности этот комплекс ранее назывался  «Накше Кахраманан», что в переводе означает  «Рисунки  Героев».
        Купив билеты по 3 000 рл, мы прошли по диагонали ровной площадки, усыпанной гравием, около 100 метров в сторону горы. Там в полупещерной нише, на скалах находятся хорошо известные по фотографиям из книг о зороастризме, барельефы.  Они были высечены в III веке, в период правления первых царей из династии Сасанидов.  Войдя в каменный карман, мы сразу же увидели огромный барельеф, расположенный слева от входа. Его размеры 6 на 3 метра. На нем изображена  процессия людей с мечами, во главе которой на коне восседает царь Шапур I,  правивший Ираном в  241 - 272 гг.  Его  легко опознать по специфической шарообразной короне.
 
Барельеф называется «Шапур I с семьей и придворными». На груди  лошади царя начертана плохо различимая надпись на 3 языках, именующая Шапура  «царем арийцев». Название «Эраншахр» («Страна ариев») было узаконено при его  отце Ардашире I Папкане, свергнувшем многовековое правление династии Арсакидов.  Шапур I известен тем, что вел успешные войны против Римской империи. Более того, именно он в 260 г., во время битвы у Эдессы, пленил римского императора Валериана. Это был единственный случай в истории, когда могущественный правитель Великого Рима попал в плен. Судьба Валериана незавидна.  Шапур I использовал его в качестве подножия у ног. Пытаясь избежать дальнейших унижений,  Валериан предложил огромный выкуп за свое освобождение. После этого Шапур приказал влить ему в глотку расплавленное золото. Затем он повелел снять с поверженного противника кожу и, напихав его чучело соломой и навозом, поставить  на всеобщее обозрение возле зороастрийского храма в городе Сузы (нынешний город Шуш). Римские солдаты из разбитой армии Валериана интенсивно использовались на различных строительных работах в районе Суз, Шуштара и Дезфуля. Но об этом позже, когда я буду описывать наше путешествие по этим городам.
       На  следующем небольшом барельефе изображен  маг (волхв) Картир, проведший серьезную реформу зороастризма и ведший полемику с манихеями, иудеями и христианами, доказывая превосходство учения пророка Зороастра над другими.  Согласно надписям в  Сармешхеде, Картир проводил агрессивную религиозную политику по распространению влияния зороастризма на все регионы империи Сасанидов.  В одной из надписей, начерченных в Сармешхеде (близ города Казерун в Иране), от лица Картира сказано: «Страшный удар и вред были нанесены Ахриману и дэвам (т.е сатанинским силам – И.С.), а лжеучение Ахримана и дэвов исчезло из страны, и в него больше не верили. И иудеи, и буддисты, и брахманы, и арамеи-христиане, и говорящие по-гречески, и манихеи подверглись гонениям» (строки 29-30). Из той же надписи следует, что Картир спускался в загробный мир, где ему удалось лицезреть зороастрийских богов и блаженную жизнь праведников, увидеть рай и преисподнюю. При изучении той надписи создается стойкое ощущение, что итальянский  поэт Данте Алигьери (1265-1321) взял сюжет «Божественной комедии» оттуда.
 
         Рядом с портретом Картира, справа,  расположен большой барельеф, называемый «Коронация Ардашира I». На нем изображена группа лиц, в том числе два ребенка. Во главе композиции находятся двое – царь Ардашир Папакан и коронующий его бог Ахура-Мазда.  Это самый старый барельеф  в Накше Раджабе. Его относят к первой половине III в. Его размеры 4,5 на 2,5 метра. Одного из детей ученые идентифицируют, как внука Ардашира – будущего царя Варахрана I. На голове Ардашира  шарообразная корона,  по которой легко узнать царей из династии Сасанидов. За Ардаширом стоят главный маг и будущий царь Шапур I, а за Ахура-Маздой – вероятно жена и мать коронующегося.
       Наконец на соседней стене полупещерного грота, справа, мы увидели четвертый барельеф, называемый  «Коронация Шапура I». Размеры барельефа 2,7 на 4,7 метра. Его создание относят к  241 г. На барельефе,  сидящий на коне бог Ахура-Мазда вручает, тоже сидящему на коне Шапуру, символы царской власти. 

         На выходе из комплекса обнаружилось, что наш водитель куда-то пропал. Но торговец сувенирами быстро развеял наши тревоги.  Он сообщил, что таксист поехал на заправку и будет через пять минут. Пока ждали такси, пообщались с торговцем. Купили у него за 50 000 рл видеодиск с фильмом о всех династиях, правивших в Иране, начиная с Ахеменидов (VI  век до н.э.). Хотели приобрести изображение бога Митры, но здесь его, к сожалению, так же, как и в других местах, не оказалось. Далее наш путь лежал в Накше Рустам.

Продолжение здесь: igors88.livejournal.com/50983.html

Tags: Иран Накше-Раджаб Сасаниды барельеф
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments