igors678 (igors88) wrote,
igors678
igors88

Путешествие в Иран и Эмираты. Часть 7. Чак Чак.

19.04.2011. Чак-Чак.

В 8.00 мы выехали на такси в Чак Чак. Это место находится в 72 км севернее Йазда на склоне высокой горы посреди горной пустыни. По дороге наш водитель немного заплутал, пропустил поворот. На одной из дорог он уточнил маршрут у полицейских.  Поэтому ехали дольше, нежели следует, около полутора часов. По пути проехали через город Мейбод, в котором есть старинная Голубиная башня на 4000 голубей, крепость времен Сасанидов  Нареин, древний караван-сарай, музей древних ковров и Ледяной дом.  Чак Чак - это главная святыня и место паломничества зороастрийцев Ирана. Он являлся последним местом сопротивления зороастрийцев арабам. О защитниках Чак Чака рассказывают много красивых легенд.  Одна из легенд гласит, что одна из дочерей последнего царя из династии Сасанидов по имени Никбану, после завоевания арабами этой территории,  пришла сюда и разбилась. Спустя несколько лет пастух ночевал неподалеку. К нему во сне явилась эта несчастная девушка и поведала ему рассказ о своей жизни. Пастух проснулся и тут же побежал в деревню, где рассказал обо всем. Вскоре жители деревни нашли  останки принцессы и с тех пор это место раз в год, летом на 3 дня, становится местом, массового паломничества зороастрийцев.
        Лет 30 назад на склоне горы рядом со святилищем Пир-е Сабз были построены домишки и специальные площадки для паломников. От возвышающейся над проселочной дорогой стоянки автомобилей до святилища серпантином вьются  320 ступенек. Возле святилища мы встретили местного охранника в белом одеянии и головном уборе.  Входные билеты стоят по 20 000 рл.  Вход в расположенное в пещере святилище  прикрывают золотистые ворота с изображением вооруженных персидских воинов времен Ахеменидов. В самом святилище посреди пещеры на подставке стоит большая серебристая чаша для возжигания священного огня. В маленьких чашечках, лепестками расходящихся от главной чаши, были насыпаны сухие плоды каких-то кустарников и трав. Видимо, их подкидывают в огонь для создания необходимого аромата. К сожалению, в момент нашего визита огонь не горел. По словам охранника, не было дров. Только возле одной из стен из специального сосуда скромно торчало три горящих фитиля.

В нескольких местах пещеры с потолка капала вода. Но основной поток располагался за перегородкой. За ней расположен небольшой водоем, наполненный прозрачной водой, капающей из родника. Само название святилища и произошло от звука падающих на камни капель - кап...кап.  Согласно легенде этот родник появился тогда, когда в 637 г. сасанидская принцесса Никбану, бежавшая в эти края от арабского нашествия и мучимая жаждой в безводной пустыне, по велению Ахура Мазды бросила на землю свой посох. Прямо из камней растет несколько деревьев. Стволы двух из них тянутся горизонтально земле, прямо через святилище.  Почему то во всех путеводителях сказано, что там растет кипарис возрастом около 1000 лет. Но это явно ошибка. Эти деревья можно с уверенностью отнести к платанам. Священные для зороастрийцев огонь, вода, камни  объединились в святилище, олицетворяя единство мира.

После осмотра храма, мы решили прогуляться  по горам. Если выйти из святилища и пройтись налево через домишки для паломников, то можно найти тропинку, уходящую далеко вверх. Мы вскарабкались по этой тропинке еще метров на 200. Оттуда открылся очаровательный вид на прилегающие горы, долины и пустыню. Где-то вдалеке экскаватор грузил самосвал гравием. Они выглядели как муравьи или еще меньше. После прогулки по горам мы вернулись внутрь пещеры, где еще некоторое время отдыхали в тишине и прохладе. В 11.40 мы выехали назад в Йазд, точнее на автовокзал города, расположенный среди пустыни, недалеко от аэропорта.  В 13.00 такси привезло нас на терминал. Из путеводителя  «Лонели плэнет» я знал о наличии автобуса в Шираз в 14.00. Оказалось, что расписание немного изменилось. Теперь этот автобус отправляется в 14.20.  Билеты в Шираз обошлись нам в 160 000 рл за двоих.  В ожидании отправления прогулялись по терминалу. Весь автовокзал украшен клумбами с розами красных и желтых цветов.

Вскоре мы уже мчались на комфортабельном автобусе в Шираз. Всем пассажирам раздали стандартный набор, состоящий из пакета сока и из пакета с бисквитами, печеньем и пирожными. Кроме этого одна молодая иранка с двумя детьми угостила нас еще одним бисквитом. Я предложил ее детям пакет сока, но женщина радушно отказалась. Удивило, что ее грудной ребенок за всю дорогу ни разу не закричал и не заплакал.   Унылый пустынный пейзаж через три часа сменился. Вдаль от дороги потянулись зеленые поля, заросли деревьев, усыпанные цветами склоны гор. К этому времени мы уже обратили внимание, что иранские дороги находятся в идеальном состоянии. Они разделены на несколько полос, для каждой из которых определена своя скорость. То есть можно ехать более медленно по крайним полосам, а более быстро по внутренним полосам. При этом не надо никого обгонять, так как все едут по полосе с необходимой им скоростью. В Шираз приехали вместе с закатом солнца, в 20.40.